Возвращение режиссёра

В Верхнеуфалейском муниципальном театре «Вымысел» вновь закипела творческая жизнь. И это связано не только с выходом труппы из отпуска, но и с возвращением в театр режиссёра и худрука Елены Янышевой, которая «пропадала» целых три года. Режиссёр полюбилась уфалейским театралам и театральным критикам своими яркими, порой эпатажными постановками, наполненными искромётным юмором и глубоким смыслом. Где была и зачем вернулась? Об этом и многом другом в нашем интервью.

Елена, где вы были все эти годы, поставив три года назад в качестве даже не точки, а восклицательного знака замечательный спектакль «Новый Декамерон», под впечатлением которого до сих пор находится уфалейская публика? Куда вы пропали?

Я была в декрете сначала, у меня дочка родилась. И потом меня пригласили главным режиссёром в Смоленск, там я проработала год. Вот, собственно, где я была.

Тот театр, который вы оставили три года назад, в который вы вложили часть себя, воспитали актёров под свою манеру постановки спектаклей, режиссуру и управления творческим коллективом, сохранил ли он тот дух за такой большой срок? Или всё нужно начинать заново?

У кого-то что-то сохранилось, у кого-то нет. По-разному. Люди новые появились, с которыми я не работала. Думаю, работы будет много, ведь три года это большой срок. Они [актёры] ведь работали с хорошими режиссёрами всё равно в это время.  Сейчас пока сложно сказать, я вот только приехала, три дня назад. Попозже смогу ответить.

Ждали? Верили в возвращение?

Я не верила. А вот вера актёров, похоже, оказалась сильнее.

После столичного города [Смоленск – областной центр] как вернуться в Верхний Уфалей?

Я в Смоленск второй раз приехала, вот и в Уфалей приехала второй раз. После Смоленска… Ну что сказать. Смоленск - красивый, исторический… Очень красивый город, огромное количество памятников, церквей. Уфалей тоже красивый, это природа. Не знаю, у меня нет никакого диссонанса.

Почему после сезона в Смоленске именно Уфалей? Ведь у нас в стране более 80 регионов, в каждом по несколько десятков территорий, сотни театров.

Можно было попытаться в большие города. Не скажу, что меня везде ждали с распростёртыми объятьями, но попытаться было можно, можно было написать, позвонить... Просто, после всех этих перипетий в Смоленске хотелось нормальной работы, какого-то эмоционального отдыха без интриг, без постоянных трясучки, кто что скажет... Уфалей под это лучше всего подходил, здесь мне безусловно доверяют. Я не ценила этого раньше. Здесь мне доверяют артисты, директор.  По началу, когда я только приехала, побаивалась каких-то радикальных движений на сцене, потом ничего, поняли, что это здОрово! Что это ярко, это всё «играет» и никто не боится ничего. Мне кажется, что именно поэтому я поехала в Уфалей. Потому что здесь я смогу делать что я хочу и поставить тот материал, который я хочу, как я это хочу. Этого мне не давали в Смоленске, очень сильно не давали. Я даже не ожидала, конечно, что так будет там. Всё-таки такой город, театры, творческие коллективы, много интеллигенции...

Какое сейчас творческое самочувствие? Изменились ли предпочтения в выборе материала, внутри что-то? В плане творчества что-то другое хочется ставить? Не дикую, забойную комедию, а что-то лирическое, например?

Я сначала скажу как моё отношение в принципе изменилось к работе, а потом о том, что  мы поставим и темах.

Я считаю сейчас, что театру  «Вымысел» необходимо выходить на другой уровень. Вот это состояние провинциальное - безусловная любовь зрителей, несмотря ни на что, на любые темы, хуже или лучше, несмотря ни на что. Зритель уфалейский любит театр и ходит туда. Состояние это затянулось, оно очень опасное, эта «местечковость». Нужно выходить на уровень крупных фестивалей, за пределы Уфалея. А для этого, к сожалению, придётся и работать по-другому, несколько более радикально.  Если раньше мы и работали так же, когда все заняты (все актёры в спектаклях), всем хорошо и всех отпускают, куда им нужно… Ну и не справляешься с ролью – ничего, получится, постараемся, разыграется человек... Нет, это такая позиция, самодеятельных театров - в своё удовольствие работаем.

Теперь что касаемо тем. Темы меня волнуют разные, вот сейчас мы делаем сюрреалистическую сказку для взрослых, философскую притчу. Называется «Прекрасная Мельничиха»,  автор – Елена Сазанович. Я сидела дома, перебирала во время уборки стопку старых журналов «Юность» за 90 год, увлеклась, бросила уборку, начала листать, читать. И, в общем, наткнулась на эту повесть. Прочла и подумала, как круто, актуально, здОрово! И меня поразили атмосфера и язык этого произведения. И подумала, а почему бы не перенести на сцену? В общем, такая вещь, прочтите. Договорились с автором, не знаю, что выйдет, потому что это сюрреалистическая вещь, не бытовая абсолютно. Но она с такими смыслами! Она о поисках творческого человека, о неудовлетворённости жизни и  развенчании иллюзий. Думаю, что это должно быть интересно.

Мы помним первое «пришествие Янышевой» по особенным для Уфалейского театра постановкам. Они были в основном эпатажные, яркие очень и в большинстве своём весёлые. Даже если брать, к примеру, «Марьино поле».

Здесь тоже будет юмор, конечно. Обязательно будет юмор. Мне кажется, как-то странно, ведь это основной жанр нашей жизни – трагикомедия.

Так что же будет главным: желание развлечь публику мастерством и искусством или заставить трепетать сердца и размышлять о жизни?

Всё. Прямо всё в кучу. И я ещё люблю выбирать произведения не заезженные.

Что увидят уфалейские зрители в новом театральном сезоне?

Пока мы договорилсь так. Сейчас ставлю на открытие «Прекрасную Мельничиху», потом я же ставлю сказку на Новый год. Не скажу, как называется. Пусть сюрприз будет, смешная будет сказка. Потом Герман Тертьяк [известный челябинский режиссёр]. Мы уже обсудили, что он будет ставить. Очень интересная вещь. Потом Александр Черепанов [известный челябинский режиссёр].  Эти режиссёры ставили здесь уже спектакли, понравились и уфалейской труппе и зрителям. Вот получается четыре спектакля. Ну и будут дополнительные проекты. Так как многое ляжет на плечи актёров из-за того, что у меня маленький ребёнок, мне придётся часто уезжать. И поэтому они будут делать много самостоятельных работ, это очень развивает.

Какие изменения в труппе, кроме того, что новый режиссёр?

Два человека у нас появилось. Маргарита Воронина, актриса из Смоленска, из того театра, где  я работала. Я не звала её, она  сама захотела. Она из Воронежа родом. Я её спросила, конечно, представляет ли на что такое Верхний Уфалей? Тут коровы, говорю, ходят… Ты вообще в деревне была, собственно? Она захотела, она человек ищущий, думающий, хочет творчества и работы. И Николай Вебер - это молодой актёр из Челябинска, выпускник Академии культуры. Долгое время не работал по профессии после выпуска, занимался праздниками и очень хотел в театр. Он на курс старше Ани [Давлетшиной, бывшей актрисы театра «Вымысел». Сейчас в Смоленске – прим. ред.]  учился.

Когда ждать премьеру нового спектакля?

Ориентировочно где-то 7 октября состоится премьера «Прекрасной Мельничихи». В этот же день состоится официальное открытие нового театрального сезона в «Вымысле».

А есть ли  у наших зрителей шанс увидеть «Новый Декамерон»?

Вы не первый, кто задаёт мне этот вопрос. Всё очень сложно. Алексея Филлиповича нет, мы были на кладбище у него вчера. Что очень важно, он был в возрасте, эта деталь придавала трагизм этому спектаклю, помимо смеха. У Ани тоже была большая роль. Шолохов. Шолохов что – придёт? Не, ну придет, наверное, прибежит даже на «Декмерон», администрацию закроет (смеётся).

Как смотрите в будущее? На сколько в Уфалее?

Ничего не знаю, я смотрела в будущее, когда в Смоленск ехала со всей семьёй, с квартирой целой. Там мне обещали золотые горы, все полномочия по поводу художественного руководства, свободу творчества. Я очень рада, что я смотрела в будущее, когда проработав семь месяцев мне сказали – «увольняйтесь», так что я не буду загадывать, работаю  и работаю. У меня есть личные планы, они существуют, не знаю, как я буду их осуществлять, думаю. Пока здесь.

И последний вопрос. Я понимаю, что вы родом из крупного города [Нижний Тагил], имеющего своё значение для страны, со своим менталитетом, восприятием мира, со своим характером. Вы жили и работали в других городах, театрах, и  тут возвращение в Уфалей. Как восприятие Уфалея спустя три года? Вот у Алексея Филипповича Зевакина [поэт, актёр театра «Вымысел». Ушёл из жизни весной 2017 года] было знаменитое стихотворение про Уфалей: «Этот город провинцией давит кондовой…» На Вас как? Давит? Или интересует он как просто город, какое-то место, где квартира, в которой ночуешь и где есть театр в котором работаешь и живёшь?

Я могу сказать, что мне всегда нравилось. Я люблю природу, а здесь это есть. Это уже что-то. Город на меня не давит, совсем нет. Ну как же, я общаюсь с творческими людьми, мы работаем, да и я только что приехала. Три года назад возникали такие ситуации, когда поддавливало, периодами. Надо просто больше работать или выезжать. Хочу вот артистам культпоходы организовать, в театры Челябинска, Екатеринбурга. Я сейчас приехала как на дачу. Я очень устала, я была последние месяцы в психозе там, в Смоленске. А тут люди по-доброму относятся, никто не терроризирует. И приятно, что актёры ждали. Ленивые только все сволочи. Очень ленивые, не знаю. Это и три года назад было: «давайте чайку попьём…»  (улыбается).

Труппа "Вымысла", пополнившаяся двумя новыми профессиональными актёрами из Смоленска и Челябинска, под руководством Елены Янышевой уже приступила к репетициям нового спектакля. Несмотря на то, что новый театральный сезон ещё официально не открылся, детский спектакль "Иван - сын богатырский" в постановке Александра Черепанова, премьера которого состоялась в конце прошлого сезона, уже идёт на сцене "Вымысла".