Спектакль НХТ «Егорушкины птицы» признан лучшим на международном фестивале «У Троицы»

10 июня в Сергиевом Посаде состоялось торжественное закрытие IX Международного театрального фестиваля «У Троицы». В дни фестиваля было представлено 16 конкурсных спектаклей из Перми, Омска, Гомеля (Беларусь), Абакана, Москвы, Саранска, других городов России. Жанры и темы были самыми разными, от русской классики до современной зарубежной драматургии, от новаторских форм до этнического театра. Диплом «За лучший спектакль» вручен постановке Нового Художественного театра «Егорушкины птицы» по рассказу Леонида Леонова.

Спектакль «Егорушкины птицы» в ноябре 2022 года был отмечен несколькими крупными наградами на I Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске, и вот – Сергиев-Посад.

Евгений Гельфонд – режиссёр спектакля отмечает: «Фестиваль зарядил надолго доброжелательностью, открытостью, тем, что даёт и артистам, и зрителям высокий профессионализм организаторов. Благодарим всех, причастных к созданию и проведению «У Троицы» - директора «Ковчега» Марину Игнатову, драматурга и заведующую труппой – Марину Зайцеву, завлита Светлану Трофимову и всех-всех, с кем приходилось работать. И ещё обязательно нужно сказать о прекрасном жюри, под председательством профессора Нины Шалимовой. Несмотря на то, что с каждым из экспертов – Капитолиной Кокшенёвой, Мариной Тимашевой, Жирайром Дадасяном, Ксенией Стольной – мы знакомы много лет, всякий раз поражаешься точности и неподкупности их суждений. Если нужно высоко оценить спектакль, они не жалеют энергии добра, если нужно указать на недостатки, обратить внимание на неясное – они говорят прямо, подчас, жёстко. И неважно, сколько лет вашей профессиональной дружбе. Разбор идёт только конкретной работы, без скидок и без сантиментов».

 На обсуждении спектакля эксперты много говорили о сложной философии Леонова и её сценическом воплощении, в котором увидели и признаки ритуальности, и космические ритмы, и выстроенность, сродни архитектуре. Рассуждали об особенностях режиссёрской интерпретации рассказа Евгением Гельфондом, о схождениях и расхождениях в мировоззрении 25-летнего писателя, создавшего сказ «Гибель Егорушки» в 1922 году и мировоззрении современного режиссёра, поставившего спектакль, спустя ровно 100 лет – в 2022 году. Высоко оценили сценографическое решение Елены Гаевой  и костюмы Екатерины Прямоносовой. И, конечно, много и подробно говорили о прекрасной работе двух ведущих актрис НХТ   - Натальи Шолоховой и Ксении Бойко.

К. Кокшенёва: «Вы такие особенные, такие в определённом смысле ритуальные и при этом аутентичные чему-то такому, что человек современной культуры может только почувствовать... Та степень новизны, которую вы предлагаете, требует и новых слов, потому что вы предлагаете такой сценический язык, который сегодня непривычен. Новизна бывает разная, но эта новизна подлинная, высшей пробы».

М. Тимашева: «Если бы я не была театральным критиком, которому надо что-то формулировать, я бы вообще не реагировала на то – есть там сюжет, нет там сюжета, надо думать – не надо думать. Я бы просто вошла  в ваш мир и прекрасно бы себя в нём чувствовала, несмотря на то, что люблю тёплое море больше, чем северно-ледовитый океан». 

К. Стольная: «Наверное, одна из причин, которая вас побудила создать этот спектакль, это душевная способность любоваться словом Леонова, его языковой музыкой, ритмом, и из этой языковой стихии вытачиваются какие-то очень большие глыбы смысла. Однако виртуозность вашего спектакля она совсем другого свойства, она другой природы. Она как раз не умозрительная, не рациональная, и вы совершенно не любуетесь своими изобретениями, а вы из сердца льёте эту сценическую вязь и сценическую реальность. Вы настолько присвоили текст, что кажется: все эти женщины, мужчины, духи места, стихии, которые вы представляете на сцене, не могут по-другому разговаривать! Ощущение, что они не только так говорят, но так мыслят, чувствуют, живут. Не только такими словами, но и такой внутренней музыкой».

Н. Шалимова: «Для меня очевидно, что я имею дело с каким-то очень серьёзным поисковым движением».

Международный фестиваль «У Троицы», проходящий в июньские светлые дни праздника Троицы на древней земле, вблизи Троице-Сергиевой лавры – это чудо, которое всегда остаётся с теми, кто на нём побывал… А театр, организующий этот фестиваль, «Театральный Ковчег» хорошо знаком челябинским зрителям по фестивалю «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА». Спектакль «Иудушка», который привозил коллектив в Челябинск в начале марта, и зрителями, и критиками признан одним из лучших в программе фестиваля. Надеемся, что дружба театральных домов НХТ и «Театрального Ковчега» и двух фестивалей «У Троицы» и «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА» продлится, и театралы смогут насладиться ещё многими замечательными спектаклями. 

Источник: Новый Художественный театр